Эссе «Мой первый учитель»
В жизни человека существует несколько самых важных периодов. Среди них и школьные дни – самое беззаботное, с одной стороны, время, а с другой – самое важное. И не только потому, что оно стоит между детством и взрослением, но ещё и потому, что именно школа во многом определяет, каким будет человек, что для него важно и чем он готов поступиться.
Одним из главных людей в это время для маленького человека становится учитель, особенно первый учитель. Представьте состояние ребёнка, который оказался в незнакомом большом здании, среди множества чужих людей, и не всегда дружелюбных (дети есть дети). Ничего не знаешь. Страшно одиноко. Некуда спрятаться. Некому пожаловаться. И не выпускают, когда захочешь: сиди, слушай и ещё чего-то делать надо. А главное - мамы нет. Вот тут и появляется она – первая учительница. Надежда Петровна Шилохвостова….
Часто говорят, что школа – второй дом, а учителя – мамы. Но не всем, по отзывам моих знакомых, а также по сообщениям в телепередачах, посчастливилось учиться в таких школах. А мне повезло! С первой же торжественной сентябрьской линейки...
Было тепло. Все на нас смотрели. Я очень волновалась, что сделаю что-то не так. Но рядом была Надежда Петровна. Она подходила к каждому, объясняла, что происходит, спрашивала, как мы себя чувствуем, и напоминала, что мы сегодня главные ученики. И нам тоже хотелось быть взрослыми и солидными: чувствовали, что происходит что-то важное. Многие детали уже забылись, но ощущение яркого праздника сохранилось навсегда.
А потом были уроки, интересные и не очень, весёлые и грустные, полезные и «страшные», любимые и «опасные» (вдруг двойка). Такие разные, но всегда добрые. Надежда Петровна никогда не повышала голос, только смотрела сердито и приглашала «пообщаться» дополнительно после уроков. Только мы почему-то не воспринимали это как наказание. Нам нравилось её заинтересованное внимание. Когда Надежда Петровна смотрела тебе в глаза, хотелось рассказать ей всё, что было на душе. Ты чувствовал, что каждое твоё слово для неё на вес золота. Надежда Петровна всегда находила время, чтобы поговорить, особенно когда было что-то не так. И как она это понимала?!
В первые месяцы учёбы кто-то стеснялся поднимать руку и отвечать с места., а вот про себя могу сказать, что мне очень хотелось, чтобы меня спросили. Я не боялась, как современные дети переживают из-за неудач. Надежда Петровна заметила это и объясняла, что я не единственная в классе, что есть другие ребята, и они тоже хотят ответить. Но это меня не остановило, такой я осталась до 11 класса, как сейчас помню. Но было одно разочарование в 1 классе, вроде единственное… Урок изобразительного искусства… Надежда Петровна на доске рисует лошадь… А я сижу и понимаю, что не могу и всё тут… Нежелание или непонимание, я и сейчас до сих пор не пойму. По окончании урока мне поставили «двойку». Было обидно. Маму вызвали в школу. А вечером папа рисует лошадь… На следующий день мне ставят «отлично». Но я понимаю, эта оценка папе. Чуть позже, я, конечно, научилась рисовать лошадь.
Вместе с Надеждой Петровной мы учились не только рисовать, быть дисциплинированными, отвечать за свои поступки, но и мечтать, фантазировать. Гуманитарные уроки были для меня самыми любимыми.
Моя школьная жизнь не всегда проходила гладко: были и слёзы, и неудачи, и ссоры с одноклассниками. Сохранить мир в нашем шумном, непоседливом классе, где самой популярной была фраза: «А что я, это не я…» - было, ох, как трудно. Но Надежде Петровне и это удалось.
Она любила нас такими, какие мы есть, но всегда хотела сделать нас лучше, и когда мы виделись каждый день по четыре - пять часов, и потом, когда мы повзрослели и встречались уже реже.
Мне посчастливилось стать педагогом в той школе, где я училась. И со своей первой учительницей мы стали коллегами. Она социальный педагог, а я педагог-психолог. Надежда Петровна – удивительный человек, наделенный пониманием, педагогическим тактом, профессионализмом, она готова прийти на помощь, поделиться знаниями и навыками.
А сегодня мы еще в одном родительском сообществе. Надежда Петровна привела своих внуков в 1 класс, а я свою дочь, и они в одном классе.
Я благодарна судьбе, что она так связывает меня с моей первой учительницей.
Настоящий учитель – это бесконечность и вневременность. Настоящий педагог – это личный пример для подражания сейчас и для следующих поколений.
Сегодня Надежда Петровна на заслуженном отдыхе. И я говорю: «Спасибо, Надежда Петровна!»
Лузянина Мария Александровна, педагог-психолог/педагог-организатор/советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими объединениями, руководитель волонтерского отряда «Луч добра» |